Как вы понимаете значение слова любознательность
“Любознательность – попытки понять природу, окружающий мир, и только благодаря любознательности мир становится лучше” — популярный ответ на эту тему в сети. Или ещё такой: “книга – лучший друг для любого любознательного человека, она способна открыть новый мир, сделать жизнь еще более интересной, осмысленной”.
Мир становится лучше и жизнь ещё более интересной, если мы позволяем своей любознательности интересоваться собой. Любознательность дарит нам неповторимое чувство самоуважения.
И вот как это происходит. От природы все мы с вами готовы пробовать новое, иметь желание новизны. Но не всегда мы этому позволяем развиться, т.к. не готовы думать самостоятельно, без оглядки на мнение других. И вот уже наши природные задатки иметь громадье планов, море идей, желаний и стремлений сделать мир лучше — исчезает. Сложно планировать даже подготовку к экзамену, строить планы считается смешным, целей нет, стремления минимальны, желания примитивны. Любознательность пропадает, остается скука. Мы не знаем, чем себя занять как существовать наедине с собой. Хочется быстро прилипиться к другу, хоть он и предает, залипнуть в гаджете, телевизоре. Лишь бы не наедине с собой, лишь бы не решать вопросы с уважением своих и чужих границ. Самосохранение общение с другими самоуважение.
А начинать надо с любопытства к тому, что пока непонятно, но притягательно. Что-то не получалось, было новым, а потом получилось и тогда появляется внутри невероятное чувство самоуважения. Ура! Я научился прыгать через козла! Ура! Я научилась говорить на английском!
Самоуважение как и любознательность процессы внутренние. Ошибкой считать, что человек будет уважать себя только тогда, когда его уважают другие. Самоуважение растет внутри, если близкие не мешают проявить любознательность. Не обрезают крылья советами не лезть не в свое дело или настоятельно рекомендуют учиться в любимом папином вузе. Роль родителя здесь — поверить в ребёнка. Самоуважение не растет напрямую от слов молодец или критики. Ему можно помочь, если вовремя заметить интерес к новому и поддержать в реализации.
Всё это будет означать, что не страшно быть собой. Даже, если чувствуешь себя слишком оригинальным и не таким как все. Слабые стороны любознательность легко и творчески превратит в сильные. А если хочется быть “нормальным” и подстраиваться, тогда прощайте качества любознательности, а с ними и самоуважения. Грустно, но часто можно услышать от подростков, что ничего не интересно, не знают кем им быть, чем заниматься в жизни, не строят планы и даже не мечтают, хочется списать сочинение, присвоить чужую работу — вот они признаки убитой любознательности.Но эти не камни в огород, это призыв осознать. Об этом примере любознательности в отрывке стихотворения Роберта Дилтса: “То, как прошла наша жизнь до текущего момента, никоим образом не определяет, кем мы можем стать.
⠀
И тогда мы можем последовать простой истине нашего сердца:
⠀
То, что мы видим в других, мы пробуждаем в себе.
Мы пробуждаем в себе, то, что видим в других…
Я и мы становимся тем, что мы отдаем этому миру!”
⠀
Любознательность ребёнка
У каждого ребёнка есть потенциал быть любознательным и проявлять познавательные интересы. Нельзя сказать, что как только родился так сразу эти качества и проявились. Наоборот наш мозг с рождения и навсегда будет препятствовать всему новому и незнакомому, будет считать это угрозой выживания. Проявлять любознательность непривычно и чуть неблагоприятные условия — мозг сразу обрезает питание для развития и реализации задатков любознательности и интереса. Из-за того, что незнакомое это источник стресса. Есть дети, которые крайне нелюбопытны, часто это дети, воспитывающиеся без родителей или в неблагополучных условиях, где организм всю энергию тратит на закрытие элементарных базовых потребностей: быть в безопасности и тд.
Развитие любознательности и познавательного интереса
Обучение не способствует развитию любознательности и познавательных интересов. Всё, что у нас уже заложено как потенциал внутри — не может стимулироваться извне. Это не процесс научения и навыков. В первом классе общеобразовательной школы многие дети становятся наоборот не любопытными и не интересующимися. Всё из-за того, что подгонялось развитие этих качеств. Стимуляция шла оценками, наградами, звездочками, похвалой, порицанием.
На самом деле, правильным будет дожидаться психологического развития ребёнка до возможности проявлять любознательность. В процессе ожидания убирать всё, что может помешать. Мешает считать, что дети автоматически к 6 годам любознательны и с развитым познавательным интересом. И обучение строить из необходимости удовлетворять ответы на возникающие у детей вопросы и поощрять это. Но это не так. Любознательность не надо поощрять. Если её ещё нет в ребёнке, то вам придется просто транслировать ему, что с ним что-то не так. Будете давать сигналы мозгу ребёнка, что он не угоден своим родителям, а это опасно, это порождает страх не выжить. Пропадает ощущение безопасности. Источники, которые питали развитие потенциально заложенных в ребёнке качеств перекрываются. Вся энергия ребёнка тратится на обеспечение безопасности, уже важно только то, что важно родителям, ребёнок всеми силами подстраивается. А любознательность и интерес требуют быть собой.
Существующею любознательность у ребёнка легко загубить оцениванием. Это замечательно, и то замечательно, а потом вдруг “как это ты не смог?”Любознательность важно взращивать — несет нам главное послание современная педагогика становления и её яркий представитель Альфи Кон: не надо убивать любознательность и познавательный интерес поощрениями и наказаниями.
Любознательность иногда путают с коллекционированием определённых предметов или навязчивой привязанностью к вещам. Собирательство героев мультфильмов, динозавров, залипание в книгах. На самом деле это симптомы психологических неурядиц. Некое застревание психики в рутину и ритуал, чтобы уйти от ранящего в жизни. Учительница не любит, мама мало бывает дома, развод, просто чувствительный ко всему ребёнок. У ребёнка сложности и его любознательность и интерес наоборот в опасности не развиться вообще. Только не бросайтесь выкидывать коллекции, лучше проявите свой интерес и направьте его на ребёнка.
Задатки хорошо обучаться в школе у ребёнка к первому классу уже есть. Поэтому подготовка к школе не нужна. У многих людей эти задатки остаются на всю жизнь как ценность новизны, самообучения, самообразования.
Чтобы ребёнок хорошо обучался, многие родители мечтают о его самостоятельности и ответственности. В осознанности действий и в принятии последствий своих решений. И это тоже есть у каждого ребёнка в задатках. Почему же так мало детей это демонстрируют на радость своим родителям? Потому что родители спешат и подгоняют эти качества, требуем быть такими, ругаем за то, что не такие. Как будто ребёнок назло родителям прячет от них свою самостоятельность, мог бы уже давно проявлял ответственность. Помогайте намерениям быть таким. Есть намерение у ребёнка самостоятельно выполнить домашнее задание. Определите с ним что будет результатом, а с чего начать, посмотрите, что сложно, в сложном помогите сами.
Формирование любознательности
Любознательность и активность детей.
Жизненная активность и рентабельность жизни ребёнка входят в круг обязанностей родителя. Они начинаются с познавательного интереса и любознательности. В подростковом возрасте на вопросы о желании кем-то стать, чем-то заниматься в жизни, знать что нравится, что мое, что нет, свои желания и цели. Психологически зрелый подросток обязательно вам ответит на все эти вопросы.
Это при условии, что родители не мешали формированию любознательности и познавательной активности. Сформированная любознательность всегда найдет чем заняться и не страдает от скуки, если отобраны гаджеты.
Особенности познавательного интереса
В начальной школе обязательным условием для успеха обучения ребенка является хороший теплый контакт с учительницей.
А ещё задачей познавательного интереса является – потребность в новизне, знаниях. Это заложено в ребёнке и является задачей процесса взросления. Если внутри ребёнка всё в порядке с развитием познавательного интереса, то он будет более спокойно относиться к разлукам с родными, необходимостью соблюдать дисциплину, быть внимательным и даже нелюбовь учительницы не сильно на его успехи в школе повлияет. что, в свою очередь, позволяет ребенку учиться вне контекста привязанности.
В идеале, вместо курсов подготовишек, надо стремиться обеспечить ребёнку учительницу, которая любит работу, а не себя в работе и лелеять ростки любознательности. Или хотя бы одно из двух.
Проблемы познавательного интереса показывают нам, что у ребёнка нет ряда навыков для обучения
Интереса, вовлеченности, любопытства; умения позитивно реагировать на разочарования и делать выводы из собственных ошибок, неудачных опытов и осознание причинно-следственных связей; способности понимать противоречивые вещи и учиться на этом.
Почему отказываются от оценок хотя бы в первом классе? Оценка, подразумевает, что ребенок, получив двойку, должен сделать выводы и учиться хорошо.
Но если у ребенка проблемы с формированием познавательного интереса, то его мозг не может извлекать пользу из своих ошибок. Для таких детей ругать, говорить сто раз, ждать, чтобы сам сделал домашку и не потерял сменку бессмысленно. А если ребёнок жизненно активен и любознательный, то оценки для мотивации ему не нужны. Это основа познавательного интереса.
Распространенная проблема познавательного интереса. Ребёнок при первых неудачах отказывается от обучения. Посмотрите на его психологическую устойчивость: как его психика может пережить сложное состоянии и уязвимые эмоции. Решением будет научить ребёнка переживать свои ошибки, свою неидеальность и неидеальность школы. Вернее сделать так, чтобы каждый случай воспринимался психикой терпимие.
И условия познавательного интереса помогут нам. Одним из условий является умение вытаскивать пользу из разочарования. Поэтому помогаем ребёнку проговорить и осознать свое разочарование. Не думайте, что психологическая устойчивость — это онемение и возможность не чувствовать. Ребёнок на грустную для него тему про то, что многим поставили 5, а у него 3, вдруг начинает бравировать: подумаешь и не хотелось, а у Инны 2. Помогите ребёнку, скажите, что это грустно, что вам в таких ситуациях бывает обидно и хочется плакать. Нужно сначала почувствовать само разочарование, печаль от того, что- то не работает. Разочарование должно быть прочувствовано, а это больно.
Если это условие познавательного интереса не выполнить, то ребёнок не сможет видеть своих ошибок, мозг будет проскакивать болезненную тему. И тогда ребенок раз за разом, получая один и тот же результат, снова и снова допускает ошибки, не извлекая уроков, или бросает, считая, что лучше данным делом не заниматься вообще.
Следующее условие познавательного интереса. Возможность встречаться с небольшими разочарованиями ещё до школы. Если родители хотят выполнить это условие познавательного интереса, то им надо перестать постоянно защищать ребёнка от неурядиц. Пусть будут небольшие разочарования и слезы по потерянному колесику или сломанному банану. Для чего? Чтобы у ребёнка был уже пережитый опыт прохождения неудачи. Мозг зафиксирует, что хоть и трудно было, но выжил. Маленькие неудачи тренируют и вырабатывают психологическую устойчивость.
Ещё одна распространённая проблема познавательного интереса. Ребёнок, которому набили оскомину “молодец” идет в школу и не может быть там самым первым, лучшим и любимым. Он не молодец и его на руках не носят, это болезненная проблема, мозг ребёнка считает это угрозой выживания. И тут задача родителей создавать мягкие условия в отношениях с ребенком, чтобы он был в них уверен. И давать возможность чувствовать небольшие проигрыши, при этом быть рядом и помогать пережить разочарование.
Выполняйте эти несложные условия формирования познавательного интереса и ваши дети будут успешными в школьном обучении, что подарит мир и гармонию в семье. Для вас не будут актуальными проблемы многих мам: Как заставить учиться и не испортить отношения; как устоять перед давлением школы. Есть один минус: вам будут непонятны шутки с родительских чатов и мемы сети про школу, желание оставить детей там на круглосуточное обеспечение.